Гори, гори ясно, чтобы не погасло!


Наверняка многим водителям приходиться ездить в темное время суток, чаще всего это происходит зимой, когда световой день значительно короче летнего по своей продолжительности.

Автолампа

И порой, при такой поездке совершенно не хватает света фар для освещения трассы, по которой вы движетесь. Не заметили во тьме яму, вовремя не среагировали, повредили диск, прокололи колесо или расшатали подвеску. Или того еще хуже не заметили пешехода или животное перебегающее через дорогу.

Поэтому, желание водителей поставить лампы с увеличенным потоком освещенности, чтобы света от фар было, как можно больше, понять можно. В автомобильных магазинах сейчас можно найти множество ламп для фар: с разной мощностью, конструкцией и цветовой гаммой.  Но прежде покупать лампы, давайте попробуем разобраться в их особенностях.

Прежде всего, первое, что сразу бросается в глаза при выборе автомобильных ламп — это разброс цены за одну штуку. Она составляет от 300 до 1500 рублей. Нижнюю ценовую нишу занимают обычные 55 ватные и 100 ватные лампы для фар. Лампы на основе светодиодов и лампы с усиленным световым потоком самые дорогие по своей стоимости.

Так в чем же разница?  И какие из предложенных ламп лучше?

Сейчас и попробуем разобраться.

Окунемся в физику, а точнее в ее раздел оптики.  Физики для определения мощности светопотока, которая, как вы наверняка помните, измеряется в люменах, используют специальный измерительный шар. В центр шара помещается источник света, в данном случае лампа, которая в дальнейшем будет использоваться в автомобильной фаре, и все световые лучи, которые от нее исходят, будут попадать на его стенки, а это в свою очередь позволит произвести необходимые замеры. Чем больше будет мощность светопотока, тем больше света будет исходить от лампы. А это уже позволит убедиться в ее эффективности во время установки в автомобиль.

Но определение мощности потока света, это только одна из задач, которую необходимо выполнить для вынесения вердикта лампе.

Для решения второй задачи потребуется немного теории.

Когда лампа уставлена в фаре, то свет от нее направлен  в сторону встречных машин, распространяется на освещение дороги впереди автомобиля и светит на обочину дороги.  Поэтому, для определения эффективности каждой лампы, необходимо произвести замеры в зонах, куда попадает свет.

После того как замеры будут произведены их необходимо с чем-то сравнить, но с чем?

Существуют нормы мощности  ЕЭК ООН № 37(03) для ламп  накаливания, и минимальное значение должно быть в диапазоне от 1350 до 1650 люменов. Для большинства отечественных автомобилей лампа, идущая в комплектации автомобиля при его продаже, чаще всего не выдает больше 1300 люменов, что несколько отличается от установленной нормы. Поэтому многим водителям света и не хватает, она светит не достаточно ярко. Значения в зоне освещенности и ослепления фары не превышают норму и укладываются в отведённые 0.4 и 12 люкса. Ослеплять водителей она не будет и света от нее хватит на освещение обочины сполна.

У 55 ватных ламп доступные в продаже эти показатели роднятся со штатными автомобильными лампами и порой в норму укладываются лучше. Все зависит от производителя. Но чаще света от них в городских условиях может хватить, а вот на трассе будет не достаточно.

Для 100 ватных ламп  логика говорит, что они обязаны светить ярко. И это действительно так, только света от них исходит слишком много, и превышают допустимые нормы до 600 люменов. При этом освещение обочины происходит плохо, а вот ослепление водителей на пять с плюсом. Не смотря на их не высокую стоимость, стоит подумать перед установкой, от 100 ватной лампы исходит не только больше света, но и больше тепла, а это при длительном использовании, может привести к растрескиванию рассеивателя фары и дальнейшей ее замены полностью. Так как большинство современных фар идут в сборе.

Лампы с усиленным световым потоком по замерам показывают мощность до 1500 люменов, что укладывается в отведенную норму, ослепление водителей не производят и качественно освещают край дороги. Это происходит за счет несколько другого изготовления спирали автолампы. По характеристикам на 20-30 процентов , лучше стандартных ламп, а вот стоимость выше на все 200 процентов, но нормам соответствует. Так что выбор приобретать такие лампы или нет делать вам.

Еще одна из ламп для фар – это светодиодная лампа. Светодиодные технологии сейчас активно внедряются, позиционирую себя как лампы с меньшим потреблением энергии и более долговечным сроком эксплуатации. Но так ли это?

Если произвести замеры для такого типа ламп, то они разочаровывают. Дальность освещения таких фар не превышает 20 метров. А световой поток диодов не превышает и 200 люменов, что в разы ниже нормы. Да и сертификации у таких ламп тоже нет.

Несколько лет назад в правило дорожного движения было внесено изменение, обязующее всех водителей ездить с включенным ближним светом, как в дневное время, так и ночное, надеюсь, что выбор правильных ламп накаливания для автомобильных фар вам не позволит нарушить это правило.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!: 2 комментария

  1. Не рассмотрены лампы на 65-75w. С ними повышение температуры фары незначительно, а света дают больше и дешево, в отличие от рекламируемых ламп с повышенной световой температурой, физическая температура которых также значительно повышена, а дополнительные люмены съедает синий светофильтр. Платите за моду и понты.
    Никто из теоретиков не учитывает адаптационные свойства глаза. Тем не менее, глаза подстраиваются под общую освещенность пространства впереди автомобиля. Увеличение освещения участка дороги приводит к ухудшению видимости всей картинки.
    Вот еще интересный факт. Шкала освещенности с учетом особенностей глаза логарифмическая, то есть глаз заметит не проценты прироста освещенности, а разы. Это как автоматическая регулировка усиления, для чего применяются системы сжатия динамического диапазона. Теперь смотрите, все кинулись повышать свои люмены и люксы любой ценой, ослепляя встречных и попутных водителей, заставляя их глаза адаптироваться, что приводит к слабому восприятию своего участка дороги. Гонка, как говорится, вникуда. Ночь никогда не станет днем. Надо ожидать введения жестких правил, был же раньше запрет на использование фар на освещенных улицах. Вопрос по недостаточночти освещенности на загородных дорогах лежит, прежде всего, в плоскости повышенной скорости. Какой должна быть реакция водителя, чтобы среагировать на помеху в пределах 50 метров на скорости 100 км в час, когда тормозной путь может быть больше указанного расстояния.
    Могу только признать необходимость повышения светового потока для автомобилей, фары которых по разным причинам, кроме грязи, не обеспечивают норм освещенности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>