Выбирая новый автомобиль, в последнее время вы часто можете встретить информацию о том, что та или иная модель доступна в комплектации с бесступенчатым вариатором.
Что же это такое? – спросите вы.
Автомобили оборудуют механической, автоматической или вариационной коробкой передач (чаще называемую просто вариатор). О последней и пойдет речь сегодня.
Вариатор можно назвать отдельным подвидом АКПП. Несмотря на то, что был он придуман давным-давно, массовый запуск его в производства началось совсем недавно. Если скажем еще десять лет назад на 100 автомобилей только 3 были оборудованы вариаторами, сейчас на те же 100 машин приходится уже порядка 15 автомобилей с вариаторной коробкой передач.
Еще вариатор часто называют CVT, или Multitronic, или Autotronic.
Теперь если вы встретите одно из названий, то будете знать, о чем идет речь.
Основное отличие вариатора от АКПП заключается в отсутствии фиксированных ступеней, что позволяет обеспечивать плавное или как было упомянуто выше бесступенчатое изменение передаточного числа в момент разгона автомобиля или его торможения.
Если говорить про ремонт АКПП в Санкт-Петербурге, Москве или любом другом городе то цены сильно не меняются, все зависит только от сложности самого ремонта и наличие необходимых запчастей.
CVT существует нескольких типов, но самый распространённый и популярный это клиноременный вариатор. Изменение передаточного числа происходит за счет схождения и расхождения шкивов, между которыми зажимается ремень. Передвижение этих шкивов происходит при помощи гидравлического привода, а управление всеми этими узлами вариатора происходит при помощи компьютера коробки передач.
Нередко, у вариатора возможно изменять режимы на пример на обычный городской и спортивный, при езде по трассе.
Мало кто знает, но вариатор впервые был спроектирован в 1490 году и ни кем либо, а Леонардо да Винчи, но вот установлен именно на автомобиль он был только в 1950 году, конечно текущее поколение вариаторов и близко не стоит с первым изобретением, но принципы работы частично совпадают.
Еще вариаторы бывают цепные и тороидальные, но их гораздо меньше устанавливается на легковые автомобили. Клиноременные все же являются самыми популярными.
Мало того, вариаторы устанавливаются не только на автомобили, но их нередко используют и в картах, и в мотоциклах, и даже в некоторых модифицированных велосипедах.
Если последние автоматические коробки постоянно наращивают количество передач и среди производителей идет гонка за их количество, то с вариаторами такой гонки попросту нет, ведь добавление числа передач в вариатор не составляет для производителей огромного труда благодаря его конструкции.